Режим проветривания в помещениях детского сада
При поступлении ребенка в детский садик родители в первую очередь обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам и способствовал поддержанию и укреплению здоровья ребенка. Основную роль в обеспечении здорового микроклимата играет проведение проветривающих мероприятий.
Необходимость проведения проветривания
Дошкольные помещения, где присутствуют многочисленные группы детей, и где отсутствует должное проветривание, содержат в воздухе большое количество углекислого газа.
Это число в несколько раз выше нормы, что чревато проявлением у детей и воспитателей следующих симптомов:
- мигрени;
- упадок сил;
- постоянное чувство тошноты.
А вот нормальное проветривание в детском саду гарантирует появление следующих факторов:
- достаточное содержание кислорода в воздушных массах;
- уменьшение числа вредоносных веществ, присутствующих в воздушных массах;
- удаление специфических ароматов, которые негативно воздействуют на нервы различных возрастных групп;
- приведение в норму увлажненности воздушных масс;
- уменьшение скорости распространения различных вредоносных организмов и грибковых спор.
Основные правила проведения проветривания в дошкольных учреждениях
Для того чтобы не допустить содержания в воздухе дошкольного учреждения чрезмерного количества углекислого газа, который будет вредить всем группам детей, СанПиН разработал специальный график выполнения проветривания в ДОУ.
Разработанный СанПином график проветриваний в зависимости от времени года содержит следующие требования:
- проветривание помещений в зимнее время должно проводиться в тот период, когда дети еще отсутствуют в группах;
- в летнее время дошкольное учреждение должно проветриваться во время нахождения детей на прогулках (разрешено проветривать комнаты и в присутствии детей, но только в том случае, если не будет сквозняков).
Согласно данным, которые разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом следующих показателей:
- площадь комнат;
- температура воздушных масс в помещении;
- погодные условия.
Кроме того, для того чтобы снабдить помещение должным количеством кислорода, нужно следовать таким правилам:
- Вентиляция детских помещений в младших группах должна производиться раз в час, если такая возможность отсутствует, то раз в 2–3 часа.
- При наличии на улице температурного режима меньше +10 градусов, то воздухообмен нужно осуществлять в утреннее время, еще до появления детей (приблизительно 5–10 минут), а затем по истечении каждого часа следует открывать окна хотя бы на минуту. Следует помнить тот факт, что дети детсадовского возраста могут очень быстро заболеть, поэтому проводя вентилирование комнаты, желательно переводить их в другое помещение.
- Если температурный режим вне помещения варьируется от -5 до -10 градусов, то воздухообмен следует проводить в утреннее время еще до прихода детей, оптимальной длительностью проветривания является 10–15 минут. А затем по прошествии полутора часов следует открывать окна на 1–2 минуты.
- При температурном режиме на улице от 0 до -5 обмен воздушных масс следует осуществлять в утреннее и вечернее время по 15-20 минут (в этот период дети должны отсутствовать в садике, то есть либо они еще не пришли, либо уже ушли). К тому же при нахождении детей в группах следует выполнять вентилирование в период от двух до пяти минут каждый полтора часа.
- При температурном режиме от 0 до +5 градусов частота проветриваний комнат увеличивается. Перед и после посещения детей необходимо вентилировать помещение на протяжении 20 минут. А при нахождении детей в группах, обмен воздушных масс выполняется по прошествии каждых полутора часов по 3–7 минут.
Особенности составления графиков проветривания в детском саду
При создании графика проветривания в дошкольной организации в расчет берутся следующие показатели:
- технические характеристики здания;
- возраст детей в группах;
- сезон года.
График циркуляции воздушных масс содержит в себе данные о частоте и времени выполнения проветривания, типе проветривания и месте проведения данных действий.
Создание графика осуществляется медсестрой и на нем присутствуют подписи медицинского работника и заведующего образовательным учреждением. График обновляется каждый новый учебный год.
Пример графика циркуляции воздуха, виды проветривания
Для того чтобы лучше понять режим проветривания в детском саду следует ознакомиться с примером графика циркуляции воздушных масс:
- 07:00–07:15 — проветривание в комнатах, предназначенных для игр. Проветривание угловое или сквозное.
- 08:45–08:55 — проветривание в помещениях, предназначенных для сна. Проводят сквозное проветривание.
- 10:25–10:50 — проветривание выполняется в комнатах, предназначенных для сна и игр. Тип проветривание — сквозное.
- 12:20–12:30 — проветривание, проводят в комнатах, предназначенных для сна. Вентилирование — угловое.
- 14:00–14:30 — вентилирование проводят в помещениях для приема и игр. Тип — сквозное.
- 16:00–16:10 – вентилирование выполняется в спальном помещении и приемной. Тип — угловое.
- 17:40-18:00 — проветривается комната для приема, игр и сна. Вид вентиляции — сквозная.
Согласно правилам, которые были разработаны СанПиН, сквозное проветривание и угловое может выполняться только при отсутствии детей в помещении. Если выполняется одностороннее проветривание, то его можно производить и при наличии детей в группах, но только в теплые сезоны года.
Традиционное вентилирование детских садов
Правила, которые установил СанПин относительно проветривания комнат в подобных образовательных учреждениях, очень важны, но они должны подкрепляться наличием качественной вентиляции.
На данном этапе времени выделяют два вида систем вентиляции:
- традиционная;
- современная.
Традиционный режим вентилирования еще называют простым или естественным. Суть его функционирования заключается в том, что приток свежих масс воздуха производится благодаря форточкам и присутствующим в окошках щелям.
Выведение вытяжки осуществляется с применением шахты на крышу, где присутствует естественный подпор воздуха, в результате чего поднятие теплых масс воздуха выполняется естественным образом.
Но согласно всем расчетам такая система вентилирования имеет гораздо больше недостатков, нежели преимуществ.
Для того чтобы работа естественных систем давала хоть какой-то эффект необходимо предусмотреть в стенах образовательного учреждения возможность выполнения сквозного и углового проветривания, в особенности это касается комнат, где дети спят и играют.
Если размещение детского садика выполнено на территории, где в теплый период года температурный режим длительное находится в диапазоне +30 градусов и выше, то обязательно нужно предусмотреть наличие сквозного и углового проветривания уже не только в спальных и игровых комнатах, но еще и сушилках, туалетных и кухонных помещениях. При наличии углового и сквозного проветривания удаление воздушных масс осуществляется через смежные комнаты.
Традиционный вариант проветривания образовательных учреждений является неактуальным в условиях Крайнего Севера.
Применение современной системы вентиляции
С учетом того, что на данном этапе времени значительно возросло количество частных садиков, то все популярнее стало проведение в них современных систем вентиляции (другое название искусственная вентиляция).
Существует множество видов принудительных вентиляционных систем, которые отлично подойдут для садика, но предпочтение в большинстве случаев отдают приточно-вытяжным системам.
Такое вентилирование гарантирует обеспечение своевременного удаления загрязненных воздушных масс и их замена на чистые. Существует возможность осуществлять контроль над температурным режимом подаваемого в помещение воздуха. Это является огромным плюсом, поскольку в значительной мере снижается вероятность возникновения простудных заболеваний у детей, присутствующих в группах.
Принцип функционирования приточно-вытяжной системы заключается в том, что благодаря данной установке в помещении осуществляется создание двух воздушных потоков — чистого и загрязненного. Воздух, проникающий в помещение с улицы, проходит через специальное фильтрационное устройство, где выполняется удаление всех пылевых и грязевых частиц, уничтожаются вредоносные микроорганизмы. Затем выполняется нагрев воздушных масс до необходимой температуры и только после этого воздух проникает в помещение, где присутствуют дети.В свою очередь, загрязненные потоки воздуха благодаря вентиляторам проникают в воздуховоды вентиляционной системы, и осуществляется их вывод на улицу.
Согласно расчетам экспертов, при выборе вентиляционной системы для детского сада, лучше всего отдать предпочтение принудительным системам. Подобные рекомендацию объясняются тем, что позволит значительно снизить затраты энергии, к тому же большинство таких установок способны нагревать и увлажнять воздух до требуемых по правилам отметок.
Отмечено, что если главной целью при установке принудительных вентиляционных систем в детском саду является желание сэкономить энергетические ресурсы, то идеальным вариантом будет приточно-вытяжная система, оснащенная рекуператором.
Подобная система в холодное время года значительно снижает растраты на подогрев приточных воздушных масс, к тому же осуществляется снабжение помещения очищенным и теплым приточным воздухом. С помощью рекуператора тепло от уже отработанных воздушных масс переходит в приточные массы воздуха, поэтому затраты энергии значительно снижаются.
Современные вентиляционные системы моноблочного типа, оснащенные рекуператорами, дают возможность осуществить передачу около 70% тепла, что в несколько раз снижает затраты по сравнению с функционированием вентиляционных систем, в которых отсутствует рекуператор.
Из подобных вентиляционных систем, согласно расчетам специалистов, для установки в детском садике больше всего подойдут:
- Dantex.
- Systemair.
- Electrolux.
- Breezart.
Но несмотря на все положительные стороны принудительных вентиляционных систем для их установки в дошкольном образовательном учреждении они должны соответствовать всем правилам и требованиям.
Основные требования к вентиляционным приборам в дошкольном заведении
Выделяют ряд следующих правил, которым должна соответствовать вентиляционная система в детском саду:
- Согласно расчетам было выделено, что кратность воздушных масс на одного ребенка в час должна быть равна не менее 50 м3.
- При установке приточно-вытяжного оборудования запрещено объединять воздуховоды приточного и вытяжного типа из кухонного помещения, туалета и сушилки с воздуховодами, присутствующими в спальном помещении и игровой комнате. Кроме того, согласно правилам, присутствует строгий запрет на монтаж в детских садах воздуховодов, выполненных из такого материала, как асбестоцемент.
- В помещении для сушки вещей, в ванной и туалете необходимо обеспечение постоянного потока вытяжных воздушных масс, это объясняется нахождением в воздухе большого количества вредных бактерий, частиц средств, входящих в группу бытовой химии, пара, дыма. Поэтому, согласно расчетам экспертов, в этих помещениях с помощью канальных вентиляторов следует создать собственную маломощную вентиляционную систему вытяжного типа. Монтаж вентиляторов выполняется либо в шахту, либо под потолок, это гарантирует обеспечение постоянного притока воздушных масс, что не даст им застояться.
- В помещениях, предназначенных для сушки и глажки вещей, рекомендовано выполнить монтаж приточного шкафа, в котором вместо элементов нагрева будут использоваться калориферы, конвекторы или радиаторы.
- В комнатах, где выполняется стирка детских вещей, тоже следует монтировать мощную вытяжку, это предотвратит скопление в комнате влаги, а соответственно снизиться риск развития грибков.
- Вентиляционная система в подобном учреждении обязательно должна быть сбалансированной и с достаточным уровнем производительности, поскольку от этого напрямую зависит состояние здоровья детей и воспитателей.
Особенности вентиляции в детском саду с учетом зонирования
С учетом того, что в детском саду существует несколько основных зон, где ребенок проводит больше или меньше времени и были разработаны требования к вентилированию в этих зонах.
На данном этапе времени выделяют три основные зоны:
- игровая;
- зона для сна;
- учебная.
В игровой зоне активность ребенка находится на высоком уровне, поэтому вентиляция в этой зоне должна быть выше, чем в других помещениях.
Для того чтобы обеспечить равномерный поток воздушных масс в игровой зоне в область потолка или стены (все зависит от размещения воздуховода) монтируется диффузор. Если осуществить правильный подбор климатического оборудования, то детям гарантируется возможность играть в наполненном свежим воздухом помещении.Поскольку в зоне, предназначенной для сна, дети проводят только несколько часов, то и вентиляция там не должна быть чрезмерно интенсивной. В обратном случае существует риск того, что ребенок заболеет простудой в результате неконтролируемых потоков воздуха.
Именно поэтому монтаж вентиляционной системы в комнаты, предназначенные для сна, выполняется с учетом следующих правил:
- Воздушные массы, размещенные между решеткой вентилятора пропускного типа и коробом отверстия для вытяжки, должны минимально перемешиваться.
- Температурный режим в спальне должен быть приблизительно на 1–2 градуса выше этого же показателя в зоне, предназначенной для игр.
Учебная зона в детском саду подразумевает под собой место, где дети учатся писать и читать. Температурный режим в этом помещении должен быть теплее, нежели в игровой зоне и холоднее, чем в спальне.
Чтобы обеспечить подобный показатель направляющие заслонки вентилятора приточного типа размещают в положение «вверх». Холодные воздушные массы, полученные из улицы, выталкиваются к потолку. В свою очередь, теплые воздушные массы, присутствующие в помещении, тоже поднимаются вверх. Далее, происходит их смешивание.
Благодаря тому, что смешивание осуществляется в области потолка, атмосферный поток не воздействует на малышей, соответственно на них не оказывается никакого негативного влияния.
Аналогичным образом выполняется регуляция потоков воздуха при функционировании в детском саду кондиционеров бытового типа.
Использование в детском саду канального очистителя воздушных масс Tion Eco
Если вентиляционная система, установленная в детском саду, не справляется со своими функциями и в помещениях присутствуют различные запахи и загрязняющие частицы эксперты рекомендуют осуществить монтаж канального очистителя воздуха Tion Eco.
Воздушные массы, проходящие сквозь данную установку, подвергаются бактерицидному воздействию, а благодаря фильтрационной составляющей осуществляется удаление из воздуха различных загрязняющих частиц: пыль, плесень, бактерии, вирусы, запахи газы.
Популярность очистителя обеспечивается наличием в нем следующих положительных свойств:
- не только оказывает обеззараживающее воздействие, но и очищает воздух от пылевых частиц и других загрязняющих веществ;
- разрешено использовать в виде бактерицидного фильтра для организации рециркуляции помещения;
- во время его функционирования не осуществляется выделения вредных веществ и излучений;
- перепад давления на фильтрационном устройстве гораздо ниже, нежели в аналогичных устройствах;
- благодаря высококачественным фильтрационным свойствам вероятность проникновения в помещение мертвых микроорганизмов практически сводится к нулю;
- потребление электрической энергии в несколько раз ниже, чем в бактерицидных секциях;
- цена на замену съемных элементов в 5–10 раз ниже, чем в УФ-лампах.
- Префильтр. Осуществляет задерживание крупных пылевых частиц и предотвращает их попадание в помещение.
- Электростатический блок. Преобразует механические загрязняющие частицы и биоаэрозоли таким образом, что у них возникает электростатический заряд.
- НЕРА-фильтр. На нем происходит оседание загрязняющих частиц и биоаэрозолей.
- Фильтр адсорбционно-каталитического типа. Преобразует озон в кислород.
- Блок-автоматики. С его помощью контролируется функционирование всей установки. В моделях подвесного типа присутствует панель индикации.
Несмотря на множество положительных свойств данного устройства, его применение в детских садах выполняется в очень редких случаях, поскольку устройство довольно дорогостоящее.
Государственные дошкольные учреждения не могут себе позволить покупку такого прибора, они во многих случаях даже не могут позволить установку принудительных вентиляционных систем и приходится выполнять проветривание вручную.
Относительно частных детских садов, то некоторые из них оснащены таким или подобными приборами. Но вполне хватает принудительной вентиляции приточно-вытяжного типа, а если параллельно с ее функционированием осуществлять регулярное проветривание помещений, то дети, которые посещают данный детский садик, гарантировано будут избавлены от воздействия различного рода бактерий.