Системы вентиляции в магазинах

Каждый магазин должен быть оснащён всеми необходимыми системами инженерных коммуникаций. Воздухообмен – элемент, без которого торговая деятельность не может осуществляться.

Магазин

Торговая деятельность не может осуществляться без качественной вентиляции

Вентиляция магазина должна отвечать ряду требований, чтобы микроклимат по температуре, влажности и поступлению свежего воздуха обеспечивал благоприятные условия для персонала, посетителей и хранения товаров.

Задачи и виды систем воздухообмена в магазине

Вентиляция, независимо от характеристик объекта торговли, должна решать следующие задачи:

  1. Поступление свежего воздуха во все помещения.
  2. Вывод отработанных воздушных масс из помещений.
  3. Подогрев или охлаждение воздушных масс в торговых залах.
  4. Поддержание оптимальной влажности.
  5. Очистка поступающего воздуха.

Магазины оборудуются смешанными приточно-вытяжными системами воздухообмена. Небольшие магазины ограничиваются вентиляцией естественного типа, где приток и отток воздуха осуществляется за счёт разницы температур и давления на улице и внутри помещений. Максимальная площадь торгового помещения, где можно обойтись естественным типом воздухообмена, установлена в 400 кв. м.

Большие супермаркеты, торговые центры, крупные продуктовые магазины оборудуются принудительными системами вентиляции с использованием вентилируемого, фильтрующего, кондиционирующего и нагревательного оборудования. Принудительной подачей воздуха оборудуются магазины, использующие холодильники: овощные, фруктовые и пивные.

Для залов площадью до 500–600 кв. м. рекомендуется применять рекуператоры. В помещениях площадью более 400 кв. м. монтируется несколько линий вентиляции, которые объединены в систему, включающую в себя рекуператоры и блоки кондиционирования.

В магазинах, супермаркетах и торговых центрах разрешается оборудовать системы с рециркуляцией воздуха. Такие комплексы воздухообмена запрещены только в помещениях с химическими и воспламеняющимися материалами. Особенность рециркуляции заключается в цикличности использования воздуха, который неоднократно прогоняется по системе, фильтруется и дозировано «разбавляется» свежим кислородом.

Крупные ТЦ оснащаются системами чиллер-фанкойл. Такое название носит аппарат, охлаждающий жидкость. Охлаждение производится за счёт парокомпрессионных или абсорбционных холодильных циклов. После охлаждения в чиллере жидкость подаётся в теплообменные механизмы (фанкойлы), через которые проходит воздух.

Чиллер-фанкойл

Чиллер-фанкойл — аппарат, охлаждающий жидкость. Применяется в крупных торговых центрах

Высвобождаемое во время охлаждения тепло выводится за пределы здания. Помимо чиллера и фанкойла включены:

  • разводка труб для циркуляции жидкости и воздуха по системе;
  • гидравлический модуль, работающий в качестве насосной станции;
  • система автоматического управления.

Чиллер-фанкойл превосходит по своим возможностям даже сплит-системы. Преимущества чиллер-фанкойла как варианта вентиляции:

  1. Пространство, на котором можно оборудовать систему, определяется только мощностью охлаждающего агрегата и количеством теплообменных механизмов.
  2. Не нужно размещать внешние блоки вне стен здания. Оборудование занимает ограниченную площадь даже при охвате больших торговых залов.
  3. Расстояние между рабочими элементами неограниченно.
  4. Безопасность.

Требования к вентиляции

Обустройство магазина должно соответствовать требованиям ряда контролирующих инстанций, среди которых существенную роль играет санитарно-эпидемиологическая и противопожарная служба.

Вентиляцию проектируют и монтируют с учётом этих факторов. Требования по вентиляции установлены в Строительных Нормах и Правилах (СНиП) 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения».

Характеристики системы вентиляции зависят от следующих факторов:

  1. Тип организации процесса воздухообмена.
  2. Площадь помещения.
  3. Планируемая посещаемость.
  4. Тип торговых помещений.

Общие требования по СНиП:

  1. Если торговые площади размещены в здании иного назначения (жилой дом), система вентиляции магазина должна быть отделена от общедомовой системы воздухообмена.
  2. Вертикальные трубы вытяжной вентиляции возвышаются над козырьком или плоской поверхностью кровли не менее чем на 100 см.
  3. Камеры охлаждения овощей, фруктов, зелени оборудуются отдельной принудительной системой подачи воздуха. Холодильное оборудование при работе выделяет большое количество тепла, что требует дополнительных мер по циркуляции воздушных потоков.
  4. Приточная система принудительного типа оборудуются фильтрами и системой подогрева.
  5. Точки забора воздуха размещаются на высоте не менее 200 см от поверхности земли. Для приточных систем выбираются места наименьшего загрязнения (удалённость от проезжей части, скопления людей, объектов выбросов промышленных предприятий).
  6. Фасовочные и моечные помещения оборудуются отдельной принудительной системой вентиляции.
Фасовочное помещение

Фасовочное помещение необходимо оборудовать отдельной принудительной системой вентиляции

Планировка и расчёт

Вентиляция торговых центров проектируется с привлечением специалистов, которые анализируют все ключевые параметры (конструкцию здания, площадь, назначение, посещаемость, имеющееся оборудование и т. д.), готовят чертежи и расчёты, подбирают необходимое оборудование.

Готовый проект проходит проверку в контролирующих государственных инстанциях. Только после всех этих мероприятий можно монтировать систему вентиляции. Обслуживание вентиляции доверяется специализированным службам.

Важные факторы при расчете системы вентиляции:

  • параметр кратности;
  • количество людей.

Расчёт ориентировочного количества людей производится исходя из типа магазина и площади. В продовольственных магазинах один человек приходится на каждые 2,5 кв. м.

В непродовольственных магазинах – один человек на каждые 3,5 кв. м. Если магазин смешанный, посещаемость рассчитывается в отношении непродовольственного магазина, то есть на каждые 3,5 кв. м.

Воздухообмен в расчёте на одного человека в торговом центре должен превышать 20 куб. м. в 60 минут. На каждого сотрудника должно приходиться не менее 60 куб. м. в час.

Расчёт для небольшого пивного магазина:

  • площадь торгового зала – 200 кв. м.;
  • торгуют исключительно пивом и продуктами питания;
  • количество покупателей около 80 (200 делим на 2,5);
  • 5 постоянных сотрудников;
  • расход воздуха – 80*20 куб. м. + 5* 60 куб. м. = 1900 куб. м. в час.

Система вентиляции, диаметры приточных и вытяжных каналов, мощность оборудования для магазина по продаже пива и продуктов питания будет определять с расчетным параметром 1900 куб. м. в час.

Профессиональный расчет подразумевает использование параметра кратности. Кратность воздухообмена в магазинах показывает, сколько раз установленный объём воздуха в помещении должен обновляться за единицу времени. Показатель рассчитывается по специальным формулам. Для расчёта кратности воздухообмена в торговом зале используются таблицы.

Существенными критериями эффективности вентиляции является шум. Шум должен укладываться в рамки установленных санитарных норм. Для приведения в соответствие эти показатели применяются шумопоглотители. Они позволяют снизить шумовое воздействие оборудования.

Устройство вентиляции

Как уже было сказано выше, вентиляция в магазине состоит из приточного и вытяжного блоков. Приточная линия естественного типа оборудуется за счёт установки в стенах специальных вентиляционных клапанов.

Приточная система для крупных торговых центров представляет собой сложную конструкцию, которая включает следующие элементы:

Решетка для приточной вентиляции

Приточная вентиляции состоит из многих элементов. Один из них — решетка

  • решётку;
  • воздушный клапан;
  • фильтр;
  • электрокалорифер;
  • канальный датчик;
  • приточный вентилятор;
  • шумоглушитель;
  • регулятор частоты вращения на вентилятор;
  • контроллер для электрокалорифера;
  • канальный датчик;
  • сеть воздуховодов;
  • решётки;
  • диффузоры.

Калорифер – канальный нагреватель.

Процесс нагревания в приборе осуществляется за счёт труб, по которым подаётся нагретый воздух или вода. На торговом объекте можно использовать рекуператоры – калориферы, в которых выводимый воздух участвует в нагреве поступающего свежего кислорода.

Вытяжная система естественного типа подразумевает выведение дополнительных вентиляционных каналов на крышу, аналогичных тем, что уже предусмотрены для естественного воздухообмена дома. Принудительная вытяжная система также является сложной конструкцией и включает целый комплекс элементов (фильтров, вентиляторов, шумопоглотителей).

Многие при открытии магазина сталкиваются с проблемой отсутствия в помещении под магазин специальной системы вентиляции. Что делать в таком случае?

Выход один – необходимо сделать ремонт и смонтировать самостоятельную систему приточно-вытяжного типа. Приточные каналы оборудуются в стене с помощью установки клапанов, а вытяжка протягивается по потолку и выводится по внешним стенам на кровлю. Лучше установить принудительную систему с использованием вентиляторов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Вентиляция/Системы вентиляции в магазинах
 
Подписаться Подписаться Будьте в курсе новинок нашего сайта